Тема урока: «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом».

 

     Цели и задачи: познакомить учащихся с хромосомным определением пола; с наследованием признаков, сцепленных с полом; научить записывать схемы генетических скрещиваний по признаку «наследование, сцепленное с полом»; решать генетические задачи на эту тему.

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск « Лабораторный практикум по биологии. 6-11кл.», информационные листы для учащихся, генеалогическое древо и фотография царской семьи, раздаточный материал для учащихся ( карточки с задачами, тестовый тренажёр).

 

                             Ход урока:

1.     Проверка домашнего задания:

А) тестовый тренажёр

Б) терминологический диктант

 

2.     Изучение нового материала.

   - Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

«Если семя родителей одинаково горячо, то рождаются мальчики, похожие на отца; если семя одинаково холодно, то рождаются девочки, похожие на мать; далее, если семя отца горячее, а матери холоднее, рождается мальчик, который похож лицом на мать; а если семя матери горячее, а отца холоднее, родится девочка, которая напоминает чертами отца».(Эмпедокл, ок.490-430г. до н.э.)

 

Ещё в глубокой древности человечество пыталось понять и дать объяснение загадочным явлениям зарождения и развития жизни. Обобщения складывались чаще всего из наблюдений человека над самим собой. Из наблюдений стало очевидным то, что потомство у человека рождается с чертами сходства с родителями.

- Вспомните, в какой момент определяется пол будущего ребёнка у человека? ( в момент оплодотворения).

- У всех ли животных пол будущей особи определяется в момент оплодотворения? (объяснение учителя и заполнение таблицы « Типы определения пола».)

- У раздельнополых организмов определение пола может происходить на разных фазах цикла размножения. Определение пола может осуществляться до слияния гамет – прогамно. Например, у коловраток, тли. Яйцеклетки этих животных в результате неравномерного распределения цитоплазмы в процессе овогенеза становятся различными по размеру ещё до оплодотворения. Из крупных после оплодотворения развиваются только самки, из мелких –самцы.

Наиболее частым является сингамное определение пола, которое происходит в момент оплодотворения(млекопитающие, птицы, рыбы и др.)

Есть случаи определения пола и после процесса оплодотворения – эпигамно- в процессе индивидуального развития ( у морского червя Bonelia viridis).

 

 

Определение пола

Особенности процесса

Примеры

Прогамное

Пол определяется до слияния гамет

Коловратки, тля.

Сингамное

Определяется в момент оплодотворения

Млекопитающие, птицы, рыбы и др.

Эпигамное

Определяется в онтогенезе

Морской червь Bonelia viridis

   

- Итак, чаще всего пол у животных определяется в момент оплодотворения. Важная роль в этом принадлежит хромосомному набору зиготы.

Вспомним, что в зиготе находятся парные – гомологичные хромосомы, одинаковые по форме, размерам и набору генов.

( На экран с помощью проектора выводится рисунок « Кариотип мужчины и женщины», работа №5 « Промежуточный контроль»)

- Ребята, на рисунке изображены хромосомы мужчины и женщины. В женском кариотипе все хромосомы парные. В мужском кариотипе имеется одна крупная равноплечая непарная хромосома, не имеющая гомолога, и маленькая палочковидная хромосома, встречающаяся только в кариотипе мужчин.

Таким образом, кариотип человека содержит 22пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организмов, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола, их называют половыми.

Половые хромосомы у женщин одинаковы, их называют Х- хромосомами. У мужчин имеются одна Х-хромосома и одна Y- хромосома. При созревании половых клеток в результате мейоза гаметы получают гаплоидный набор хромосом. При этом все яйцеклетки имеют по одной Х- хромосоме.

Пол, который формирует гаметы, одинаковые по половой хромосоме, называют гомогаметным и обозначают как ХХ.

При сперматогенезе получаются гаметы двух сортов: половина несёт Х- хромосому, половина – Y- хромосому.

Пол, который формирует гаметы, неодинаковые по половой хромосоме, называют гетерогаметным и обозначают как ХY.

 

(Для закрепления проводится работа учащихся с компьютером. Работа №4 «Изучение кариотипа человека»).

Далее продолжается работа с компьютером ( Диск «Лабораторный практикум по биологии», выполняется работа №8 «Схема возникновения мужского и женского пола»).

 

-Наследование признаков, определяемых генами, локализованными в половых хромосомах, называется сцепленным с полом наследованием.

У человека установлены все 24 теоретически возможные группы сцепления генов; из них 22 локализованы в аутосомах, в каждой из которых содержится по несколько сот генов. Более 100 генов локализовано в хромосомах.

 

Затем учащимся предлагается выполнить задание:

- Ребята, внимательно ознакомьтесь с текстом приложения, рассмотрите рисунок и таблицу.

- Какие гены наследуются, полностью сцепленными с полом?

- На сегодняшнем уроке речь пойдёт только о первой группе генов: полностью сцепленных с полом.

По данным учёных (Ниль и Шеллу), в негомологичном участке Х-хромосомы человека локализованы гены одной из опасных болезней – гемофилии. На примере этого заболевания мы рассмотрим наследование, сцепленное с полом. Гемофилия – это болезнь несвёртываемости крови.

- Вспомним, какие факторы необходимы для свёртывания крови? ( Учащиеся называют белки фибрин, фибриноген, ионы кальция, протромбин, тромбин).

- Мутации разных генов, контролирующих синтез этих факторов, приводят к одному результату – проявлению гемофилии.

Ген гемофилии рецессивен, поэтому, к счастью, встречается очень редко – этой болезнью страдают немногие мужчины. У женщин гемофилия практически не встречается, описаны лишь отдельные случаи. Считается, что девочки, имеющие две Х-хромосомы с геном гемофилии в каждой из них, погибают ещё в зародышевом состоянии.

Эта болезнь затронула и семью последнего российского императора. Сегодня мы обратимся к семье последнего русского царя.

( На экран проецируется фотография царской семьи. В этот момент следует рассказ учащегося).

                        

- Императрица Александра Фёдоровна, до замужества Аликс-Виктория-Елена-Бригитта-Луиза-Беатриса принцесса Гессенская и Рейнская( по другим источникам, принцесса Гессен- Дармштадская) – дочь Великого герцога Людвига IV Гессенского и Рейнского и Аликс, дочери британской королевы Виктории. Она внучатая племянница императрицы Марии Александровны, жены Александра II, сестра Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Родилась 25 мая 1872г.

В возрасте 12 лет она впервые побывала в России на свадьбе сестры. Здесь принцесса Алиса познакомилась с 16-летним русским цесаревичем Николаем. Через 2 года она приехала вновь, как бы на смотрины. Государь АлександрIII возражал против брака своего сына с немецкой принцессой. Однако Николай решительно заявил, что ни на ком другом жениться не желает. Уже на смертном одре АлександрIII благословил брак Николая и Алисы. Свадьба состоялась 14 ноября 1894г. Принцесса Алиса после крещения в православие приняла имя Александра Фёдоровна.

Как и его отец, Николай был примерным семьянином и служил образцом для своих подданных. Любовь к жене он пронёс через всю жизнь.

Вскоре после свадьбы царица родила своего первого ребёнка. Это была девочка – Ольга. Затем подряд родились ещё три дочери: Татьяна, Мария, Анастасия. Но нужен был наследник престола. Наконец, 30 июля 1904г. у царицы родился мальчик. Его назвали Алексеем. После рождения наследника выяснилось, что мальчик болен гемофилией. Эта страшная болезнь стала трагедией царской семьи.

Алексей с детства находился под строгим наблюдением, его во многом ограничивали. Но, несмотря ни на что, цесаревич рос добрым, весёлым и милым мальчиком. В семье его называли «солнечным лучиком».

 

- Ребята, давайте посмотрим схему скрещивания при наследовании, сцепленном с полом.

 

Н – ген нормальной свёртываемости крови

h -  ген гемофилии

 

Р: ХХ                                х                        ХY

   Александра                                           Николай II

   Фёдоровна

G:  Х    Х                                                     Х         Y

 

F1: ХХ   ХХ                                       ХY               ХY

     Ольга, Татьяна,                         Норм.          

      Анастасия, Мария  

- Обратимся к генеалогическому древу потомков королевы Виктории. ( На экран проецируется генеалогическое древо потомков королевы Виктории).  

                                    

 

Из схемы видно, что носительницей гемофилии была королева Виктория. Как видно из генеалогического древа, Александра Фёдоровна по матери приходилась Виктории внучкой. Английский королевский дом от Виктории гемофилии не унаследовал, поскольку продолжателем его стал старший сын королевы – Эдуард YII.

История царской семьи была трагична. Они вместе погибли в подвале Ипатьевского дома.

В 1991 году в Екатеринбурге были обнаружены останки, признанные останками Николая II, Александры Фёдоровны их дочерей Ольги, Татьяны, Анастасии, доктора Е.С. Боткина, слуг А. С. Демидовой, А.Е.Труппа, И.Харитонова.

Все они были захоронены в Петропавловском соборе Петербурга 17 июля 1998г.

 

Закрепление: решить задачу. Девушка, отец которой гемофилик, выходит замуж за здорового мужчину. Каких детей можно ожидать от этого брака?

                    

Домашнее задание: 1) выучить материалы учебника на стр. 188-192.

                                2) подготовить сообщение о дальтонизме.

 

                                3) Решить задачу. Отец и сын – дальтоники, а мать различает цвета нормально. Правильно ли будет сказать, что сын унаследовал свой недостаток зрения от отца?

Тренинг « Мы за здоровый образ жизни!»

Цель: формирование осознания ценности здоровья как основы для успешной реализации жизненных ценностей; актуализация ощущение важности здоровья и необходимости бережного и необходимого отношения к нему.

Задачи:

- способствовать осознанию ценностей здорового образа жизни для здоровья;

- способствовать усвоению знаний о факторы риска на здоровье;

- помогать осознанию собственного поведения и образа жизни как важнейшего фактора, влияющего на здоровье человека.

I. Вступительная часть

Упражнение “Три слова о себе”
Чтобы настроиться на доброжелательные отношения, предлагаю начать со знакомства. Мы все имеем право на имя, так давайте скажем, как бы мы хотели, чтобы нас сегодня называли, а также охарактеризуем себя тремя словами. Имя за слово не считается.

Предлагается передавать информацию по кругу, от первого (тренера) до последнего участника. Затем участники пишут это имя на своем бейджи рядом с официальным. Когда последний участник назвал свое имя, группам дается другая задача.

Упражнение “Пожелание на сегодняшнее занятие”
Я желаю вам начать тренинг с хорошим настроением и получить от него удовольствие и хорошие результаты. Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшнее занятие. Пожелание должно быть коротким. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшнее занятие. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.


Упражнение “Принятие правил работы в группах”
Прежде чем перейти к дальнейшей работе, предлагаю вам принять определенные правила, по которым будем работать в течение нашей встречи:
1.Общение на основе доверия.
2.Общение по принципу “здесь” и “сейчас” (говорить о том, что беспокоит именно сейчас).
3.“Я-высказывания” (я думаю, я считаю).
4.Искренность общения (нет желания высказаться откровенно, лучше промолчи).
5.Активное участие в происходящем (активно слушаем, смотрим, говорим; не замыкаемся, мы все время в группе, внимательны к окружающим).
6.Толерантность друг к другу (уважение, тактичность, терпение, сострадание, общительность, равенство, любезность, интеллигентность).
7.Работать “от” и “до”.
Согласны ли вы с такими правилами? Предлагаю принять их в целом.

Легенда о напыщенном мандарине

Когда-то давно в старом Китае жил умный, но очень гордый мандарин (государственный чиновник). Целый день он только и делал, что примерял богатое платье и хвастался своим умом. Так шли дни за днями, годы за годами ... И вот страну облетела весть, что неподалеку поселился монах, умнее мандарина. Мандарин ужасно разозлился, но не выразил этого ни жестом, ни словом. Задумал он объявить поединок и отстоять славу мудрого нечестным способом: «Возьму я в руки бабочку, спрячу ее за спиной и спрошу, что у меня в руках-живое или мертвое? Если монах скажет, что живое, я задушу бабочку, а если мертвое-выпущу ее». И вот настал день поединка. В пышном зале собралось много людей, всем хотелось увидеть соревнования самых умных людей в мире. Мандарин сидел на высоком троне, держал за спиной бабочку и с нетерпением ждал прихода монаха. Но вот дверь отворилась, и в зал вошел небольшой худощавый мужчина. Он подошел, поздоровался и сказал, что готов ответить на любой вопрос. Тогда надменный мандарин спросил: «Скажи мне, что я держу в руках-живое или мертвое?». Мудрец улыбнулся и ответил: «Все в твоих руках». Смущенный мандарин выпустил бабочку с рук, и та полетела, радостно трепеща яркими крылышками.

Обсуждение:

- Как вы понимаете выражение «Все в твоих руках»?

- От кого зависит решение, которое мы принимаем?

Заключение. Все, что делает человек, зависит, в первую очередь, только от него, выбор может влиять на его будущее.

II. Основная часть

Упражнение “Ассоциации”
Что такое здоровье? У каждого из вас при упоминании о здоровье возникают свои ассоциации. Я предлагаю каждой команде записать на стикерах по три ассоциации.
И так, здоровье для вас – это…

Участники перечисляют слова-ассоциации записанные на стикерах

Упражнение “Экспресс здоровья”
Итак, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Вы узнали, что такое физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье.
У вас есть листочки со словами–ассоциациями. Прикрепите их, пожалуйста, к тому вагону, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово.

Участники прикрепляют листики со словами-ассоциациями к плакату с изображением паровоза с тремя вагонами: 1 вагон – социальное здоровье, 2 вагон – психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье

 

Упражнение “Модель здорового и нездорового человека”
Чем здоровый человек отличается от нездорового? (Ответы участников) Выберите слова для характеристики здорового человека: красивый, ловкий, статный, крепкий, сутулый, бледный, стройный, неуклюжий, сильный, румяный, толстый, подтянутый. Давайте попробуем изобразить здорового человека и не здорового и объяснить, почему изобразили этого человека именно так.

Участники по группам создают модели здорового и нездорового человека

Как вы думаете, какой человек, здоровый или нездоровый, чувствует себя комфортно? От чего это зависит? (Ответы участников) Человек, ведущий здоровый образ жизни чувствует себя гораздо лучше.

Упражнение “Ромашка здорового образа жизни”
Что же такое здоровый образ жизни? (Ответы участников)
Здоровый образ жизни – это осознанное, активное отношение к собственному здоровью, аккумулирование определенных позитивных или нейтрализация негативных факторов, внешних и внутренних. Предлагаю вырастить ромашку, лепестки которой будут составляющими здорового образа жизни.

 

Упражнение “Стена вредных привычек”
Что мешает нам вести здоровый образ жизни? (Ответы участников) На каждом шагу человека подстерегают опасности: курение, алкоголизм, наркомания, которые из невинного развлечения, могут превратиться в привычку. А что же такое привычка? (Ответы участников)
Привычка – это поведение, образ действий, ставшие обычными, постоянными. Давайте подумаем, какие вредные привычки могут подорвать здоровье человека. У вас есть стикеры-кирпичики, запишите на них эти привычки.

Участники записывают вредные привычки на стикерах-кирпичиках и размещают их на стене вредных привычек, расположенной между моделями здорового и нездорового человека

 

 

Упражнение «Ты – родитель»

Представьте себе, что вы – мамы и папы. И вот однажды вы нашли у своего ребенка сигареты. Что вы предпримете, почему, для чего?

Проводится ролевая игра, в процессе которой происходит обмен ролями.

Затем обсуждаются ощущения каждого исполнителя роли, а также даются характеристики курящего человека и человека, который ведет здоровый образ жизни.

Упражнение «Стекло»

Предыдущая тема обсуждается невербально. Между родителем и ребенком (упражнение выполняется парами, время контролирует ведущий) находится воображаемое звуконепроницаемое стекло. Они должны общаться с помощью жестов, мимики и пантомимики. По сигналу ведущего происходит обмен ролями.

Затем обсуждается ощущения исполнителя в каждой роли, а также обсуждаются характеристики курящего человека и человека, ведущего здоровый образ жизни.

Упражнение «Сходство»

Ведущий бросает какому-либо участнику тренинга мячик и задает вопрос: «На кого похож курящий человек?». Это упражнение дает эффект, когда каждый отвечает на вопрос несколько раз.

Упражнение «Волшебные слова»

Ведущий предлагает всем участникам группы, которые садятся в круг, назвать все волшебные слова, помогающие нам общаться друг с другом. Обсуждается вопрос, относится ли к ним слово «нет».

III. Заключительная часть

Упражнение «Кадры из жизни»

Учеников просят представить, что их будущая жизнь экранизируется и им требуется описать несколько кадров из воображаемого фильма о собственном жизненном пути. В этом упражнении актуализируется временной параметр самосознания личности школьника. После выполнения задания участники тренинга обсуждают свои перспективы.

Затем им предлагается вообразить, будто бы в будущем они стали заядлыми курильщиками, и, исходя из такой биографической перспективы, им предлагается переписать свой сценарий кадров из жизни.

При обсуждении ученикам задаются вопросы о том, какая сфера жизнедеятельности человека (семья, работа и т.д.) для своей полноценной реализации, функционирования требует наиболее тщательной и длительной подготовки, как сферы самореализации поражаются из-за табачной зависимости и т.д.

Ведущий напоминает о том, что кинокартина жизни уже снимается и отношение к употреблению табака уже сейчас оказывает влияние на ее последующие кадры.

 

Упражнение «Пути здорового образа жизни»

Участники объединяются в группы, каждая из которых получает задание: на рулоне бумаги создать «Путь здорового образа жизни».

Важно обратить внимание и помочь участникам сформулировать их позиции по сохранению развития здоровья. Отвечать на вопрос: «Что делать, как действовать?».

 

Упражнение «Улыбка по кругу»

Тренер предлагает всем участникам взяться за руки и по кругу улыбнуться своему соседу.

Тренер благодарит всех за работу.

Учитель: Кожевникова Т.И.

 

 

 

 

Тема урока:  «Цветок и его строение» (конспект урока)

Предмет: биология

Класс: 6 ( учебник под редакцией В.В. Пасечника; Москва, Дрофа; 2014)

Тип урока: урок открытия новых знаний

Образовательное учреждение:

МБОУСОШ с. Высокое  Башмаковского    района Пензенской области

Учитель: Кожевникова Т.И.

 

Цель урока: познакомить учащихся со строением цветка, с многообразием цветков и основной ролью различных частей цветка.

 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты:

– формировать умение определять основные органы растений (цветок);

– формировать умение объяснять особенности строения цветков и их роль в жизнедеятельности растений;

формировать умение понимать смысл биологических терминов: пестик, тычинка, простой околоцветник, двойной околоцветник;

– формировать умение проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

 

Метапредметные и личностные результаты:

 

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

 

 

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

 

Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, экран, компьютерная презентация; модели цветков; препараты цветков баклажана; препаровальные иглы, лупы, пинцеты; рабочие листы обучающихся; раздаточный материал для работы в парах и группах ( информационные листы, модели-аппликации и др.).

 

 

 

 

 

 

Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I.

Приветствие.

 

 

 

 

 

II.

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.

Изучение нового материала.

Совместное открытие знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятель-ное применение знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке!

-А вы?

-Всё ли готово у вас к уроку?

- Тогда начинаем урок. Желаю вам успехов на сегодняшнем занятии!

 

 

 

 

Учитель:

Начать наш урок я хочу сказкой:

-Однажды маленькое семечко упало на землю. Как это случилось? Быть может, его обронила птица? А может, его принесло ветром?

Прошло немного времени, и случилось чудо: из семени появился росток с крошечными листьями и маленькими корешками. Но благодаря солнцу росток становился все больше и больше, сильнее и сильнее. Наконец, росток превращается в настоящее растение со множеством листьев…

- А дальше, что же произойдет дальше, как вы думаете?

-Чего ещё не хватает в растении?

Вскоре у растения появляется бутон. Со временем он раскроется и превратится в красивый цветок.

 

- Ребята, как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

( Ответы обучающихся: цветок, его строение, функции)

- Ребята, какие органы растения вам уже известны?

( работа в рабочих листах по заполнению кластера « Органы растения»)

 

Учитель:

 

- Вспомним, какие функции выполняет корень растения?

- Лист?

- Стебель?

- Что такое побег?

Проблемный вопрос:

- Можно ли цветок назвать побегом?

Прочитайте первый абзац параграфа 11 учебника, и найдите ответ на вопрос.

Обучающиеся находят информацию в учебнике о том, что у цветка есть стеблевая часть(цветоножка и цветоложе) и видоизменённые листья (чашечка, венчик, тычинки и пестики) и делают вывод о том, что цветок можно считать видоизменённым укороченным побегом.

 

Учитель:

 

- Ребята, все ли растения образуют цветок?

 

-Расскажите мне, что вы уже знаете о цветках, и что нам пригодится из имеющихся знаний для дальнейшего изучения?( ответы обучающихся)

 

-Несмотря на разнообразие окрасок, форм цветов их строение можно описать одной общей схемой?

 

- Сможете ли вы это сделать сейчас?

- Достаточно ли у вас знаний для этого?

 

 

 

 

 

( Рассказ учителя с использованием компьютерной презентации о строении цветка)

А) Строение цветка

 

 

Б) Околоцветник двойной и простой

- Какие цветки называют голыми?

 

В) Цветки правильные и неправильные

 

 

 

 

 

 

Г) Формула цветка

 

 

 

 

 

 

Учитель:

- Какой же общей схемой можно описать строение цветков?

( Ответы учащихся: части цветка располагаются по кругу, в центре которого главные части цветка, а вокруг пестика и тычинок венчик и чашечка)

Учитель:

- Ребята, у вас в папках есть листы, на которых изображён рыбий скелет и текст с информацией.

 

 

 

-Проанализируйте текст и заполните схему:

верхние рёбра рыбы – это названия частей цветка, нижние – функции, которые они выполняют.

Лабораторная работа

« Строение цветка баклажана»

Цель: познакомиться со строением цветка баклажана, выработать  умение составлять формулу цветка.

Оборудование: цветки баклажана, пинцеты, препаровальные иглы, лупа

Ход работы:

1. Рассмотрите цветки баклажана, найдите все составные части цветка.

2. Отметьте на рисунке все части цветка баклажана

3. Составьте формулу цветка баклажана.

 

(5)Л(5)Т5П1

 

Работа в группах( по 4-3 человека). Выполнение задания: собрать модель цветка, используя выданные элементы аппликации.

1 группа – собирает цветок женский ( тычинки отсутствуют)

2 группа – собирает модель мужского цветка

( пестики отсутствуют)

3 группа собирает обоеполый цветок

Учитель:

- У всех получилась модель цветка?

- Какие трудности возникли?

( Не хватило деталей!)

-Как вы думаете, могут ли быть такие цветки, в которых нет пестиков или тычинок?

 

Проблемный вопрос:

- Могут ли быть бесполые цветки?

 

 

Задача:

На новом участке неопытный садовод посадил кусты облепихи. Прошло несколько лет, а он так ни разу не собрал урожай, хотя у соседа облепиха каждый год  была усыпана плодами. Почему у горе-садовода не было урожая? Что вы ему посоветуете?

- Ребята, понравилось ли вам работать на сегодняшнем уроке?

Оцените своё настроение.

«Полянка».

Ученикам раздаются бабочки, которых нужно посадить на цветочную полянку:

-если урок понравился и всё было понятно – большую оранжевую бабочку,

-если осталось что-то непонятно – среднюю красную бабочку;

-если было скучно, неинтересно – голубую маленькую бабочку.

( На экране видеофрагмент «Распускающиеся цветы» и звучание музыки П.И. Чайковского «Вальс цветов»)

- Ребята, спасибо за работу на уроке.

 

Параграф 11, стр. 58-62; задания в рабочей тетради; написать синквейн на тему «Цветок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мультимедий-ный проектор, компьютер, экран, видеофрагмент «Прорастание семечка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компьютерная презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 6,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10-11

Работа с информацией (в парах)

Приём «Фишбоун» (технология критического мышления),

информацион-ные листы

Слайд 12

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 13-14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал

 

Слайд 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компьютерная презентация

 

Слайд  16

 

 

 

 

 

 

 

 

Компьютерная презентация

 

 

 

 

 

Слайд 18

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

Слайд 19

Раздаточный материал (бабочки разных цветов и размеров);

мультимедий-ный проектор,

видеофрагмент

Слайд 20

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 21  

 

Коммуникативные УУД

Обеспечение настроя на плодотворную работу обучающихся на уроке; проверка готовности обучающихся к уроку

 

 

 

 

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

 

Познавательные УУД Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ

схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

 

 

 

Познавательные УУД

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

 

Регулятивные УУД

 Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки/

Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

 

Познавательные УУД

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

 

 

 

Коммуникативные УУД Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

 

Познавательные УУД

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (выполнение лабораторной работы; работа с рисунками; графическими изображениями).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций)