ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

 

УТВЕРЖДАЮ:

Ректор __________ О.Ф. Федосеева

«___»_________________ 2014 г.

 

 

 

 

Образовательная программа

 «Обучение компьютерной грамотности – важный элемент социальной поддержки старшего поколения»

 

 

Автор-составитель:

Горбунова М.В., 
методист центра информационных технологий в образовании

 

Согласовано:

Директор центра _________________

«__»________________2014 г.

 

Обсуждена 
и одобрена на заседании  
Научно-педагогического совета

Протокол №___   
от________________ 201
4 г.

Секретарь _____________________

 

 

Обсуждена и одобрена на заседании центра

___________________________________

Протокол № ___ от ___________ 2014 г.

 

Председатель___________

 

 

Пенза, 2014

 

Пояснительная записка

1. Цель образовательной программы повышения квалификации

Категория слушателейстаршее поколение, с низким уровнем знаний информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Наименование  программы: «Обучение компьютерной грамотности – важный элемент социальной поддержки старшего поколения».

Цель программы: обучение слушателей основам работы на персональном компьютере (далее -ПК), формирование и развитие навыков работы в области использования информационных и коммуникационных технологий.

Информатизация общества — организованный социально - экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Под влиянием процесса информатизации в настоящее время складывается новая система, новая общественная структура – информационное общество.

Информационное общество характеризуется высоким уровнем  информационных технологий, развитыми  инфраструктурами, обеспечивающими  производство информационных ресурсов и возможности доступа к информации, процессами ускоренной автоматизации и роботизации всех отраслей производства и управления, радикальными изменениями социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности. В информационном обществе большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы – знаний. Основными критериями развитости информационного общества является наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей, владение информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области информационных технологий.

Однако до сих пор  остаётся немало людей, не имеющих даже начальных навыков работы с персональным компьютером. Программа курсов призвана решить эту проблему посредством оказания соответствующей теоретической и практической поддержки в области использования ИКТ.

 

2. Планируемые результаты освоения  Программы.

Слушатель, освоивший  программу, должен обладать следующими компетентностями:

1.     ИКТ-компетентность, т.е. квалифицированно использовать при необходимости средства ИКТ, соблюдать санитарно-гигиенические требования и нормы, правила техники безопасности, этические и правовые нормы применения ИКТ; владеть навыками ввода информации с помощью клавиатуры и мыши; владеть основами работы в операционной системе Windows, приёмами работы с файлами и папками; использовать и различать локальные и глобальные сети, осуществлять поиск информации в сети Internet, создавать электронный ящик и обмениваться сообщениями в режиме отложенного доступа; владеть приёмами работы с информацией средствами ИКТ, уметь работать с электронными ресурсами; уметь искать и находить необходимую информацию, научиться общаться в реальном времени посредством современных средств связи, уметь пользоваться услугами, предлагаемыми Порталом государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru).

Слушатели курса должны овладеть следующими понятиями:

-     информационно-коммуникационные технологии;

-     персональный компьютер;

-     операционная система;

-     каталог и подкаталоги, папки и файлы;

-     файл;

-     интерфейс программы;

-     текстовый редактор;

-     глобальные и локальные компьютерные сети;

-     браузер;

-     гиперссылка;

-     электронная почта;

-     средства связи (Skype, социальные сети);

-     регистрация, получение услуг на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru);

-     Интернет-банкинг (оплата услуг ЖКХ и прочее).

Слушатели должны знать:

-     основные составные части компьютера: внешние и периферийные устройства, их назначение;

-     технику безопасности при работе с персональным компьютером;

-     основные операционные системы;

-     основные принципы работы в операционной системе Windows;

-     источники информации;

-     единицы объёма информации;

-     назначение клавиш клавиатуры;

-     правила оформления текстового документа;

-     основные принципы работы в сети Intenet, поисковые системы и принципы обмена информацией посредством электронной почты;

-     принципы работы в основных социальных сетях;

-     механизм получения услуг на Портале государственных (http://www.gosuslugi.ru).

 

Слушатели должны уметь:

-     правильно включать и выключать компьютер;

-     запускать программы, используя ярлыки на рабочем столе; создавать и удалять различные файлы и папки;

-     создавать и оформлять документы: набирать текст, форматировать документ, работать со списком, колонками, символами, в программной среде MS Word;

-     выходить в Internet посредством браузера, искать и находить нужную информацию с использованием поисковых систем по адресу сайта, через строку поиска;

-     уметь обмениваться информацией посредством электронной почты;

-     общаться посредством современных социальных сетей;

-     пользоваться услугами Портала государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru).

 

 

3. Учебный план

 

Образовательная программа.

Наименование программы: «Обучение компьютерной грамотности – важный элемент социальной поддержки старшего поколения».

Цель программы: обучение слушателей основам работы на персональном компьютере, формирование и развитие навыков работы в области использования информационных и коммуникационных технологий.

Категория слушателей: старшее поколение, с низким уровнем знаний ИКТ.

 

Объем программы: 20 часов (+ 1 час зачёт).

Срок  обучения:  5 дней.

Форма обучения: очная.

 

№ п/п

Наименование  разделов

Всего час.

В том числе:

Форма контроля знаний

Лекции

Практ. занятия

1.     

Общие сведения о персональном компьютере (ПК). Операционная система Windows.

4

2

2

 

2.     

Работа с текстовым редактором MS Word.

4

2

2

 

3.     

Основы работы в сети Internet. Работа с поисковыми системами. Браузеры. Почтовые ящики.

4

2

2

 

4.     

Средства связи (Skype, социальные сети).

4

2

2

 

5.     

Государственные услуги в электронном  виде, оплата услуг.

4

2

2

 

ВСЕГО:

20

10

10

 

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ:

1

   

1 (Зачёт)

ИТОГО:

21

10

10

1

 

 

Учебно-тематический план

Образовательная программа 

Наименование  программы: «Обучение компьютерной грамотности – важный элемент социальной поддержки старшего поколения».

Цель программы: обучение слушателей основам работы на персональном компьютере, формирование и развитие навыков работы в области использования информационных и коммуникационных технологий.

Категория слушателей: старшее поколение, с низким уровнем знаний ИКТ.

 

Объем программы: 20 часов (+ 1 час зачёт).

Срок  обучения:  5 дней.

Форма обучения: очная.

 

1.     

Наименование темы

Кол-во часов

В том числе

Форма отчета

Лекц.

Практич. занятия

1.

Общие сведения о персональном компьютере. Знакомство с операционной системойWindows.

2

1

1

 

1.1.

Архитектура персонального компьютера. Краткая характеристика устройств, встроенных в системный блок, и периферийных устройств. Обзор рынка персональных компьютеров.

2

1

1

 

1.2.

Техника безопасности при работе с персональным компьютером.

2

2

-

 

2.

Работа с текстовым редактором MS Word.

2

1

1

 

2.1

Создание и форматирование текста.

2

1

1

 

3.

Глобальная сеть Internet.

2

1

1

 

3.1

Подключение к Internet. Поиск информации в сети Internet, обзор основных поисковых систем.

1

-

1

 

3.2

Создание и использование электронного почтового ящика

2

1

1

 

4.

Средства связи (Skype, социальные сети);

2

1

1

 

5.

Государственные услуги в электронном  виде, оплата услуг (http://www.gosuslugi.ru).

3

1

2

 

ВСЕГО:

20

10

10

 

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ:

1

   

1 (Зачёт)

ИТОГО:

21

10

10

1

 

4. Календарный учебный график

 

День  занятий

Вид работы

Место проведения

1 день

Лекционные  и практические занятия 

Общеобразовательная организация

2 день

Лекционные  и практические занятия 

Общеобразовательная организация

3 день

Лекционные  и практические занятия 

Общеобразовательная организация

4 день

Лекционные  и практические занятия 

Общеобразовательная организация

5 день

Лекционные  и практические занятия. Зачет

Общеобразовательная организация

 

 

 

5. Рабочая программа

Образовательная программа.

Наименование  программы: «Обучение компьютерной грамотности – важный элемент социальной поддержки старшего поколения».

Цель программы: обучение слушателей основам работы на ПК, формирование и развитие навыков работы в области использования нформационных и коммуникационных технологий.

Категория слушателей: старшее поколение, с низким уровнем знаний ИКТ.

 

Раздел 1. Общие сведения о персональном компьютере.

Операционная  система Windows (лекция – 1ч. практика – 1ч.)

1.1. Архитектура ПК. Краткая характеристика устройств, встроенных в системный блок, и периферийных устройств. Обзор рынка современных ПК (лекция – 1ч. практика – 1ч.)

Внешнее и внутреннее устройство ПК. Комплектующие ПК, их виды и основные характеристики. Характер зависимости работы ПК от комплектующих. Подбор комплектации ПК в зависимости  от потребностей пользователя. Периферийные устройства: их назначение, разновидности и характеристики. Примерная ценовая политика на рынке ПК и комплектующих.

1.2. Техника безопасности при работе за ПК (лекция –2 ч.).

Санитарно-гигиенические  нормы. Вредные воздействия ПК на человека и способы борьбы с ними. Заболевания, обусловленные продолжительной работой за ПК, и их профилактика.

Раздел 2. Работа с текстовым редактором MS Word

(лекция  – 1ч. практика – 1ч.)

2.1. Форматирование текста (лекции – 1ч., практика –1 ч.).

Понятие форматирования. Форматирование символов, абзацев, таблиц, страницы, разделов и документа в целом. Атрибуты форматирования: гарнитура шрифта, размер шрифта, начертание шрифта (полужирное, курсивное, подчеркнутое), цвет выделения текста, цвет текста, регистр, интервал между символами в слове; выравнивание текста, отступы абзацев, отступы первой строки абзацев, межстрочный интервал, заливка цвета фона, маркеры и нумерация списков и т.д. Изменение параметров страниц. Колонтитулы, нумерация страниц, создание сносок. Создание разрыва разделов, страниц, изменение ориентации страниц. Изменение масштаба страницы. Предварительный просмотр. Основные требования к оформлению документа в текстовом редакторе. Требования к оформлению доклада, реферата, отчёта.

 

 

Раздел 3. Глобальная сеть Internet. Работа с поисковыми системами. Браузеры. Почтовые ящики (4 ч.)

3.1.  Подключение к Internet. Поиск информации в сети Internet, обзор основных поисковых систем (практика – 1ч.).

Способы подключения  к сети Internet. Выбор оптимального способа подключения. Провайдер и принципы его выбора. Выбор браузера. Основные панели программы. Работа с Web-страницами (сайтами) в обозревателе: адрес сайта, переход к сайту, использование гиперссылок.

Проблема поиска необходимой информации. Основные поисковые системы. Рекомендации по выбору поисковых систем. Язык и культура информационных запросов. Анализ и обработка результатов поиска. Основы поведения в сети: нетикет, сетевая безопасность, психологические особенности и трудности виртуального общения.

3.2. Создание и использование электронного почтового ящика (лекции – 1ч., практика – 1ч.).

Электронная почта  как способ быстрого обмена информацией. Принципы работы электронной почты, почтовые серверы провайдеров и  бесплатные общедоступные почтовые службы Интернета. Создание почтового ящика и правила его использования. Приём и передача данных. Управление сообщениями: создание папок, перемещение и удаление сообщений. Работа с адресной книгой. Создание пакета данных. Адресная книга. Защита от СПАМа.

Раздел 4. Средства связи (Skype, социальные сети)

(лекция  – 1ч. практика – 1ч.)

Понятие социальных сетей, их назначение. Социальные сети как форма общения между людьми.

Интернет телефония, общение по средствам видео сервиса Skype.

 

Раздел 5. Государственные услуги в электронном виде, оплата услуг (http://www.gosuslugi.ru). (лекция – 3ч. практика – 2ч.).

Регистрация на портале, оформление заявлений на получение государственных услуг с помощью портала. Оплата услуг посредством сети Интернет.

 

 

6. Организационно-педагогические условия

 

Организационно-педагогические условия реализации Программы представлены на двух уровнях: организационно-методическом и технологическом, отражающих процесс конструирования и реализации содержания образовательной программы, и форму представления этого процесса.

Организационно-методический уровень включает: формы и способы представления содержания образования в процессе повышения компьютерной грамотности и уровня знаний ИКТ (организация и проведение лекционных, практических занятий в соответствии с учебным планом и расписанием; применение необходимых методик и технологий обучения); наличие подготовленных кадров (учащиеся старших классов общеобразовательных организаций); материально-техническое оснащение (компьютеры с выходом в телекоммуникационную сеть Интернет (10-12 и 1 учительский), программное обеспечение (Операционная система Windows, программа MS Word, Internet Explorer, Skype.

Технологический уровень включает: совокупность форм, методов и средств изучения содержания образования в соответствии с уровнем компетентности слушателей, регионально значимыми потребностями и интересами (лекция, практическое занятие).

 

7. Формы аттестации

Согласно Приказу Минобрнауки  России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», итоговая аттестация слушателей, завершающих обучение по дополнительным образовательным программам, является обязательной.

Итоговая аттестация слушателей по программе «Обучение компьютерной грамотности – важный элемент социальной поддержки старшего поколения» осуществляется в форме зачёта. Основная функция проведения зачета – комплексная оценка качества освоения слушателями дополнительной образовательной программы.

 

 

Формы и содержание контроля

Итоговый контроль

 

Итоговый контроль проводится в форме зачёта, который состоит из двух частей: теоретической и практической.

Теоретическая часть  включает в себя опрос на знание основных элементов работы на персональном компьютере.

Практическая часть  проверяет навыки работы в операционной системе Windows, в частности, навыки оформления текстового документа, навыки поиска информации в сети Internet, обмена информацией посредством электронной почты, навыки работы в социальных сетях и на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru).

Выдача слушателям документа об окончании курсов (сертификат) осуществляется при условии успешного прохождении аттестационных испытаний, включённых в итоговую аттестацию (Приложение 1).

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1.     «Компьютер и ноутбук. Самоучитель для пенсионеров» Владимир Байков, Дмитрий Байков; Издательство: ДМК Пресс; 2013 г.; 256 с.

2.     «Шпаргалки для пользователя. Компьютер для пионеров и пенсионеров» М. Андреев; Издательство: Газетный мир, 2013 г.; 84 с.

3.     «Word, Excel и электронная почта для ваших родителей» Андрей Курчатов, Издательство: Рид Групп, 2012 г.; 272 с.

4.     «Бабушка в сети» Н. Шуляева. Издательство: Рид Групп; 2012 г.; 384 с.

5.     «Компьютер. Самоучитель для пенсионеров» В. Байков, Д. Байков; Издательство: ДМК Пресс; 2012 г.; 264 с.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

 

1.     Азбука Интернета (http://www.azbukainterneta.ru/)

2.     Проект "Понятный Интернет" (http://computer.minsocium.ru/konsultirovanie-polzovatelej/10)

3.     Компьютерная азбука для начинающих (http://pc-azbuka.ru/)

4.     Твой курс. Повышение компьютерной грамотности (http://www.nbchr.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2407&Itemid=1 /)

5.     Раздел «Обучение пожилых/начинающих пользователей» (http://capslock.su/tag/prepodavatelyam)

6.     Основы компьютерной грамотности (http://www.youblisher.com/p/64360-Основы-компьютерной-грамотности/)

7.     Портал государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru)