Профориентационная работа

      Профориентационная  работа в школе

 

Школа должна осознать свою долю экономической ответствен­ности перед страной. Профориентационной работе следует занять важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил возможно более полное применение сво­им интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного произ­водства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное заня­тие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требую­щих определённой подготовки и являющихся источником существо­вания человека.

Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

В широком смысле слова профориентация - система общест­венного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её под­готовки к сознательному выбору профессии, система государствен­ных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле - длительный и в доста­точной степени необратимый социальный процесс освоения лично­стью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися не­обходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизи­ческих характеристиках профессий.

В школе профориентационная работа проводится под руководством зам. директора по воспитательной работе классными руково­дителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиоте­карем, медицинским работником, учителями-предметниками.

Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:

-       сформировать положительное отношение к труду;

-       научить разбираться в содержании профессиональной дея­тельности;

-       научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

-       научить анализировать свои  возможности  и  способности, (сформировать

потребность в осознании и оценке качеств и возмож­ностей своей личности)

Основными направлениями профориентационной работе в шко­ле являются:

-       Профессиональная информация.

-       Профессиональное воспитание.

  Профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качест­вах человека, существенных для самоопределения, о системе учеб­ных заведений и путях получения профессии, о потребностях обще­ства в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирова­ние склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущ­ность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнооб­разных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонно­сти и способности. Склонность развивается в процессе деятельно­сти, а профессиональные знания успешно накапливаются при нали­чии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекоменда­ций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Классный руководитель может использовать такие методы ра­боты как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изу­чение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкети­рование, составление психолого-педагогических характеристик уча­щихся.

Что касается форм работы, то это могут быть:

-       профориентационные уроки;

-       экскурсии;

-       классный час по профориентации;

-       встречи со специалистами;

-       профессиографические исследования;

-       родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе при­носит пользу

только тогда, когда к профориентационной работе при­влечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

1)        Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшекласс­никами. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2)        Дифференцированный и индивидуальный подход к учащим­ся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интере­сов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3)        Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивиду­альных форм профориентационной работы с учащимися и родите­лями.

4)        Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных за­
ведений, центров профориентации молодежи, службы занятости,
общественных молодежных организаций.

5)                 Связь профориентации с жизнью ( органическое единство с
потребностями общества в кадрах).

15 марта состоялась встреча обучающихся 9 класса с представителями  многопрофильного техникума.Они рассказали по каким направлениям ведется обучение в техникуме, как организовано свободное время студентов.

14 марта состоялась встреча обучающихся 9 класса с представителями Башмаковского многопрофильного техникума.Они рассказали по каким направлениям ведется обучение в техникуме, как организовано свободное время студентов.

27 января состоялась встреча учащихся 10-11 классов с студентами Пензенского педагогического института им. В.Г.Белинского. Ребята рассказали о факультетах и интересной жизни студентов.