Инструктивно-методические материалы

по реализации  курса ОРКСЭ в формате

ФГОС НОО

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

               

Введение .............................................................................................................................. 3

Комплексный учебный курс для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в формате ФГОС НОО........................................................................................................................... 4

Место курса ОРКСЭ в учебном плане......................................................................... 5

Основная концептуальная идея курса, ее особенности и соответствие целям и задачам  ФГОС НОО.             6

Реализация целевых установок учебника — ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования....... 8

Организационно-управленческие  вопросы внедрения ОРКСЭ......................... 11

Приложения 1.................................................................................................................... 12

Приложения 2.................................................................................................................... 12

Приложения 3.................................................................................................................... 13

Приложения 4.................................................................................................................... 19

Приложения 5.................................................................................................................... 23

 

                                                                                                                            

           

1.       Организационно-методическое обеспечение внедрения курса ОРКСЭ.

2.       Методическое сопровождение учителей, преподающих комплексный учебный курс ОРКСЭ.

3.       Взаимодействие образовательных учреждений  и религиозных объединений.

4.       Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательных учреждениях.

5.       Внедрение комплексного учебного курса ОРКСЭ в условиях введения ФГОС НОО.

6.       Система поддержки и сопровождения курса ОРКСЭ на основе информационно-коммуникационных технологий.

7.       Внедрение комплексного учебного курса «Основы религиозных  культур и светской этики»: из опыта работы.

8.       Формирование духовно-ценностных ориентиров младших школьников на уроках ОРКСЭ и внеурочной деятельности.

9.       Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

10.    Сотрудничество семьи и школы в воспитании ребенка.

11.    Использование инновационных и ИКТ технологий в процессе преподавания ОРКСЭ.

I. Комплексный учебный курс для общеобразовательных учреждений

«Основы религиозных культур и светской этики»

в формате ФГОС НОО

 

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года № 84-р с сентября 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации проводится система мероприятий внедрения комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской  этики» направлен на решение основных задач реализации содержания предметной области учебного плана (обязательная часть) ФГОС «Основы духовно-нравственной культуры народов России», таких как: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России (п.19.3. Учебный план начального общего образования ФГОС).

                Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Содержание модулей курса ОРКСЭ  носит светский, культурологический характер.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом НОО учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» обеспечивает содержание предметной области БУП «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и изучается в объеме 34 часа ( 1 ч. в неделю) в 4 –ом классе.

Внедрение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в содержание образовательного процесса НОО определяется и необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательном плане направлен на расширение знаний учащихся о разных религиях, феномене религии в целом, знакомит с описанием религий на нерелигиозной мировоззренческой основе. Его содержание отражает результаты философско-культурологических, социологических, исторических исследований, описаний религии, религиозных традиций как психологического и социально-исторического феномена. В воспитательном плане данный учебный курс должен способствовать освоению базовых ценностей актуального социума, формированию личностных качеств обучающихся, расширению их культурного кругозора, успешной социализации в современном обществе. Изучение модулей учебного курса оказывает существенное воздействие на становление личности обучающегося, его духовное и нравственное развитие, формирование мировоззренческой и культурной идентичности (религиозного или нерелигиозного типов). В процессе обучения, систематического освоения ребенком определенной суммы знаний формируется отношение учащихся к религиозной культуре в целом и к отдельным религиозным традициям. Поэтому изучение всех таких учебных курсов должно осуществляться на основе принципов добровольности и возможности свободного выбора для семьи несовершеннолетнего учащегося и самого учащегося по достижении им определенного возраста.

 

II. Место курса ОРКСЭ в учебном плане

 

Предмет, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный предмет дополняет обществоведческие, нравственные аспекты предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой — этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предметов «История», «Литература». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

В современных условиях содержание воспитательного процесса основывается на отечественных духовных традициях, нравственных приоритетах и идеалах, моральных нормах, хранимых в религиозных и культурных традициях многонационального народа России.

Учебно-воспитательный процесс в рамках комплексного курса направлен на знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также с основами светской этики. Все это должно преследовать общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье.

Внедрение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания обучающихся, оказания им необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.

 

III.          Основная концептуальная идея курса, ее особенности и соответствие целям и задачам  ФГОС НОО

 

Образование в границах комплексного учебного курса направлено на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)», «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основное содержание всех модулей курса.

Основной принцип, заложенный в содержании курса — общность в многообразии, «многоединство», «поликультурность» — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России — формируется исторически и основывается на ряде факторов:

·       общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

·       единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений, а также общность социально-политического пространства.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

·       ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

·       педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;

·       системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, история, литература и др.);

·       ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

·       единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

·       понимание значения нравственности, морально-ответственного поведения в жизни человека и общества;

·       формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

·       формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

·       знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, доброта, отзывчивость, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

·       укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития духовных и культурных традиций.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

·         Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

·         Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

·         Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

·         Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

IV.           Реализация целевых установок учебника — ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

 

 Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС формируют:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

С этой целью каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей уроки: урок 1 «Россия — наша Родина» и урок 30 «Любовь и уважение к Отчеству». Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и ею же завершается

2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Достигается за счет того, что в основе содержания всех модулей лежат концептуальные понятия «мы — российский народ», «мы разные и мы вместе». Содержание религиозных и светских традиций в каждом учебнике раскрыто как содержание традиций российских народов. Таким образом, у обучающихся складывается целостный образ культурно-исторического мира России

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Содержание всех учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания обучающимся основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм

4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Содержание уроков в каждом из 6 учебников раскрывает определенные ценности, или направляет обучающихся на их дополнительное осмысление.

5. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

В содержании всех учебников особое место занимает тема семьи, старших и младших.

7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников. Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к духовным ценностям — важнейшая задача всех модулей комплексного курса, решаемая по ходу всего учебно-воспитательного процесса.

 Метапредметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

Осознание общей цели учебной деятельности, формирование мотивации к изучению избранного модуля в рамках курс «Основы религиозных культур и светской этики» происходит уже на первом уроке «Россия — наша Родина». Здесь обучающиеся получают представление о том, зачем им лично нужен этот учебный предмет. Общая цель учебной деятельности — приобщение к определенной духовной, культурной традиции конкретизируется на каждом уроке посредством формулировки задач урока.

2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

Содержание и методический аппарат каждого учебника дополняет электронное приложение. В нем для каждого урока разработана система, позволяющая учащемуся самостоятельно получать дополнительную информацию, комбинировать ее определенным образом, усваивать ее в игровой форме, самостоятельно контролировать и оценивать собственные учебные действия и уровень усвоения материала.

3. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

В дополнении к поурочным учебным заданиям в конце 4 четверти 4 класса (уроки 16—17) предусмотрены самостоятельные творческие работы учащихся. Особенность их выполнения в том, что поиск новых знаний осуществляется учащимися не только в книгах и Интернете, но, главным образом, посредством актуализации жизненного, нравственного, социального опыта родителей и других значимых взрослых.

4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Целостное педагогическое пространство учебников складывается из текстов, различных по стилю и языку: научных, художественных, религиозных, исторических и др. Овладения навыками смыслового чтения осуществляется в процессе диалога разных текстов, их смысловой «переклички», перевода одного текста на язык другого.

5. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную; излагать мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Все учебники содержат развернутую систему творческих заданий по каждому уроку, а также уроки 16—17 «Творческие работы учащихся». Система вопросов и творческих работ предполагает активный поиск обучающимися новой информации, а также содержательный диалог с родителями и другими взрослыми. Программой комплексного курса предусмотрено проведение  презентаций творческих работ учащихся, изучавших определенный модуль, перед своими одноклассниками, изучавшими другие модули, что позволит ознакомить школьников со всеми духовными и культурными традициями.

6. Определение общей цели и путей ее достижения, умение договорится о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Решение этих задач обеспечиваются следующими методическими формами и приемами:

·         учебники по модулям имеют общие  уроки, в которых выражена задача каждого модуля — приобщение к традициям многонационального народа России;

·         большая система творческих заданий, обеспечивающая деятельностный, развивающий характер обучения, коллективную работу обучающихся, старших и младших;

·         организация школьно-семейного праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», завершающего изучение комплексного курса.

Предметные результаты, согласно требованиям ФГОС, формируют:

·         знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

·         знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

·         формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

·         осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

 Особенности предметного содержания:

1. Соответствие содержания задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Возможности для формирования базовых национальных ценностей.

Содержание учебников организовано таким образом, чтобы обеспечить духовно-нравственное развития обучающихся посредством приобщения их к определенной отечественной традиции. Главной целью образовательного процесса в границах каждого модуля является воспитание личности гражданина России на основе избранной им духовной/культурной традиции. Базовые ценности, лежащие в основе содержания модулей: Россия, патриотизм, нравственность, духовность, традиционная религия.

2. Возможности для формирования УДД.

Обеспечиваются развивающим, творческим характером организации учебного содержания, включение в учебных процесс текстов различных стилей и жанров, единством теории и личного опыта обучающихся и их родителей, других взрослых.

  

 

 

 

 

 

 

V.             Организационно-управленческие  вопросы внедрения ОРКСЭ

 

Один из модулей курса ОРКСЭ изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

Основанием для выбора модуля курса ОРКСЭ является предварительное проведение исследования (опроса) мнения родителей обучающихся в данном образовательном учреждении с целью выявления образовательного запроса на учебные модули апробируемого курса.

Уполномоченный орган государственно-общественного управления образовательного учреждения (Управляющий Совет, Совет школы и т.п.) совместно с администрацией образовательного учреждения организует информационное собрание с целью ознакомления родителей с целями, задачами реализации курса ОРКСЭ в учебном процессе. Родители (или законные представители) вместе с детьми самостоятельно после информационных родительских собраний выбирают один из 6 модулей. Решение оформляется в форме письменного заявления. Приложение 1.2. Класс обучающихся по какому-либо модулю комплексного учебного курса формируется при условии: наличия в классе или учебной параллели хотя бы одной группы из не менее 12-14  учащихся, чьи родители выражают желание, чтобы их дети изучали учебный предмет по программе конкретного модуля; наличия кандидатуры учителя с необходимой педагогической квалификацией, прошедшего курсы повышение квалификации и получившего удостоверение о повышении квалификации не менее 72 часов; наличия необходимого учебно-методического обеспечения.

Государственные и муниципальные органы управления образованием в     рамках своей компетенции и возможностей организуют и осуществляют работу по обеспечению наличия указанных условий для удовлетворения образовательных потребностей граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Директору МБОУСОШ

От_________________

Заявление

Согласно учебному плану МБОУСОШ______ для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) прошу зачислить__________________________
(Ф.И.О. ученика) в группу для изучения модуля:

«Основы православной культуры»;

«Основы иудейской культуры»;

«Основы исламской культуры»;

«Основы буддийской культуры»;

«Основы мировых религиозных культур»;

«Основы светской этики».

Участие в экскурсии в храм____________________ (возражаю, не возражаю).

Дата ______________________                   расшифровка подписи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Протокол №_____

Родительского собрания ……класса  МБОУСОШ…….

От …………………..

Присутствовали:

директор МБОУСОШ_________________

зам. директора по УВР_________________

учителя

классные руководители … .классов(….)

….родителей - обучающихся………класса (ов)

Повестка дня:

1.       О введении курса «ОРКСЭ» в ……….классе.

2.       Уточнение выбора родителями(законными представителями) модуля курса.

По первому вопросу слушали:

….информацию о целях, задачах, содержании курса, организации его изучения в школе.

По второму вопросу слушали:

… о заполнении письменных заявлений о выборе изучаемого модуля.

3.       Разное(администрация, педагоги отвечали на вопросы родителей).

4.       Решили.

5.       Результаты выбора обучающимися ….класса модулей курса

 

Модуль

Число выбравших

Процент выбравших

Основы православной культуры

 

 

Основы исламской культуры

 

 

Основы буддийской культуры

 

 

Основы иудейской культуры

 

 

Основы мировых религиозных культур

 

 

Основы светской этики

 

 

Всего:

 

 

 

Председатель родительского собрания________________________

Секретарь родительского собрания ___________________________

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

Работа с родителями и членами семей учеников

в рамках учебного предмета

 «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Конституция РФ (ст.14) провозглашает светский характер нашего государства. Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Необходимо пояснить, что светское государство не является религиозным или антирелигиозным. Светское государство регулируется на основании гражданских норм: источником власти и решений являются граждане и их законные представители. Таким образом, присутствие или отсутствие религиозной составляющей в системе образования в светском государстве, изучение или игнорирование религиозных культур, а равно удовлетворение образовательных запросов атеистически настроенных граждан, определяется мнением граждан или их законных представителей.

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Ориентируясь на новые задачи образования и воспитания, школа должна создавать условия для сокращения разрыва между различными сферами жизни ребенка – семьей, школой, досугом. Включение родителей и членов семей учащихся в школьную жизнь детей предполагает прежде всего нахождение общего языка, общих интересов и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка. Приобщение родителей к школьной жизни предполагает прежде всего поиск согласия с семьей по всем вопросам образования и развития ребенка, взаимодействие в области как учебной, так и внеурочной деятельности.

Привлечение родителей и членов семей школьников к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает:

·         создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата;

·         активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;

·         углубление и расширение личностно ориентированного компонента общего образования за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» должна предшествовать подготовительная работа с родителями, которую можно провести в форме собеседования или пресс-конференции. Главная задача этих мероприятий – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.

После изучения первой части программы для констатации позитивных промежуточных результатов усвоения курса и предоставления родителям возможности контроля процесса обучения желательно проведение родительского собрания, в котором примут участие сами ученики, выступив с рассказом о своих впечатлениях, своем понимании, своих достижениях, с презентацией своих промежуточных образовательных результатов.

Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких пролонгированных домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.

Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.

При изучении тем, связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.

Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.

Также в рамках курса могут быть затронуты вопросы духовно-нравственного воспитания детей посредством домашнего чтения, формирования домашней библиотеки. Возможна организация клуба «Семейное чтение», члены которого будут рассказывать детям и их родителям о своем читательском опыте, давать рекомендации по выбору книг, делиться впечатлениями о прочитанном.

Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.

Родители и члены семей учеников обязательно должны быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс «Основы религиозных культур и светской этики». Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.

Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д.

Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения, а также искренним интересом педагога к мнению родителей и их суждениях о детях и школьных проблемах.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом,

то какова ваша роль?”

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку! Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на следующие вопросы:
Что такое метод проектов?  Каковы этапы выполнения проекта? Возможная роль родителей на каждом этапе проекта?
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

·         выбор темы проекта; 

·         выдвижение первоначальных идей; 

·         выбор лучшей идеи; 

·         планирование проектной деятельности; 

·         оценка и самооценка проекта;

·         презентация проекта. 

Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?

На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей: 

·         помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей; 

·         записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце. 

·         Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

Следующий этап: 

·         выбор и формулировка темы проектной работы.

Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор;

·          формулировка задачи проекта. 

Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.

На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой. Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана. Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы - изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет. При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей). На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.
Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они: 

·       консультируют; 

·       отслеживают выполнение плана; 

·       решают оперативные вопросы; 

·       помогают в предварительной оценке проекта; 

·       участвуют в подготовке презентации; 

·       обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. 

                Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. 

·       Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. 

·       Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения. 

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется навыки проектной деятельности уважение и взаимопонимание

Практические советы родителям:

Уважаемые родители! Предлагаем Вам советы, как  помочь своему ребёнку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

 Совет 1.  Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребёнка; Вы и есть главный для ребёнка воспитатель.

Совет 2.  Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

Совет 3.  Хорошее средство воспитания ребёнка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

 Совет 4.  Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребёнка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Совет 5.  Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Как работать вместе с детьми

 

Ученики 4-5-х классов уже имеют первоначальные пред­ставления о работе в команде, основной акцент в организации работы с детьми данного возраста делается на формировании у них следующих результатов:

-        умения включаться в переговоры относительно проце­дур совместной деятельности, задач, способов командной работы;

-        умения обозначить затруднения в командной работе и обратиться за помощью (при неспособности самостоятельно устранить эти за­труднения);

-        умения разделять ответственность в процессе коллек­тивного труда

Учащиеся уже могут договариваться о правилах и вопро­сах для обсуждения в команде, при необходимости пользу­ясь помощью учителя, высказывать свои идеи, относиться к идеям других.

Чтобы учащиеся осознавали себя в качестве команды, учились объединяться и работать в группах на уроках и во внеурочной деятельности можно провести с детьми такие упражнения-разминки.

1.      Упражнения-разминки

1.1.              «Комплименты»

Все ученики класса должны разделиться на две одинако­вые по количеству участников группы. Первая группа учащихся образует внутренний круг, а вторая - внешний. Ученики во внутреннем и внешнем кругах обязательно становятся лицом друг к другу, при этом каждый ученик находит себе пару.

В паре ученики, приветствуя друг друга, пожимают руки и по очереди говорят комплименты. После обмена комплимен­тами по сигналу учителя ученики, находящиеся во внешнем круге, делают шаг налево и оказываются перед другими учениками. В новых парах следует повторить приветствие и сказать новый комплимент. Движение по кругу повторяется до тех пор, пока учащиеся не встретятся с партнерами, с которыми начинали упражнение.

Следует помнить, что комплименты каждому партнеру должны быть искренними, при этом нельзя повторяться. Учи­тель задает порядок и темп движения учащихся. Если учеников нечетное количество, то учитель сам становится в круг.

Учитель может подавать сигнал, по которому стоящие во внешнем круге ученики двигаются и меняют партнеров. Например, хлопать в ладоши или громко произносить: «По­менялись!»

После игры учитель проводит беседу по вопросам:

1) Понравилось ли вам упражнение? 2) Оно показалось вам легким или трудным? 3) Что было самым трудным? 4) Что вы чувствовали при выполнении упражнения?

Поскольку деление на группы в этом возрасте часто становится заботой учителя, приведем некоторые способы произвольного распределения учащихся:

1.В одной команде оказываются все те, у кого имя начи­нается с одинаковой буквы.

2.Попросите рассчитаться всех по числу предполагаемых команд. Все, у кого при расчете получилась одна цифра, ока­зываются в одной команде.

3.Предложите объединиться в команды тем, на ком одеж­да одинакового цвета.

1.2.«Пусть выйдет ко мне...»

Ведущий стоит в центре круга участников и приглашает выйти к себе кого-то, с кем у него (нее) есть что-то общее. По­том слово передается вышедшему участнику, он приглашает в круг следующего человека, тоже называя какое-либо сходство. Упражнение продолжается, пока все не окажутся в кругу.

Это упражнение можно использовать для разделения класса на команды. Тогда «ведущих» выбирается столько, сколько предполагаемых команд (это могут быть как признан­ные лидеры, «активисты», так и самые тихие и неактивные дети в классе).

1.3.Построение

Участники должны, не разговаривая, по знаку ведущего выстроиться по росту (от самого высокого к самому низкому) в затылок друг другу. Для усложнения задачи можно задать время выполнения упражнения или критерием выбрать не рост, а возраст (самый младший становится впереди, за ним старшие). Главное условие - сохранение тишины.

1.4.Подпись

Ученики с листом бумаги и ручкой движутся хаотично. Они должны пожать руки другим учащимся. Каждый, кто пожал руку другому, ставит подпись на его листке. Задача - за короткий срок собрать как можно больше подписей.

1.5. Давай поздороваемся

Все ученики встают в два круга в затылок друг другу, так, чтобы внешний круг смотрел вперед по часовой стрелке, в внутренний против (число участников должно быть равным в двух кругах). По команде ведущего круги начинают двигаться навстречу друг другу, и каждый ученик, встречая своего това­рища, должен поздороваться с ним одним из трех способов (либо холодно кивнуть, либо дружески пожать руку, либо заключит в горячие объятия). Для того, чтобы определить, как они будут здороваться, каждая пара молча смотрит друг другу в глаза.

После упражнения (когда каждый поздоровается с каж­дым из другого круга) учитель может обсудить, какие были

Проведению разминок,  несущих мотивационные элементы при работе с учителями, могут помочь короткие описания игр, адаптированные к особенностям курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

2.Игры

2.1.  Подарок

Участники разделяются на пары. Они не могут разгова­ривать друг с другом и общаются только жестами. Один из них упаковывает для другого подарок, показывая жестом, что это такое. Заранее можно определить, что это относится к ценности той или иной культуры (к символам, к произведе­ниям искусства в данной культурной традиции и т.п.). Через 2 минуты игра прекращается. Второй участник высказывает предположение, какой подарок он предполагает получить, а первый объявляет, совпадает это или нет с задуманным. Данная игра позволяет выйти на проблему важности взаимо­понимания, а также развивает творческие умения передать и получить информацию без использования слов.

2.2.  Испорченный телефон

Участники занятия образуют несколько равных цепочек. Первый человек в каждой цепочке получает написанную на листе бумаги фразу (это может быть одно из высказываний о культурной традиции, пословица или поговорка, определение, информация и т.п.). От первого до последнего человека в це­почке необходимо за максимально короткое время передать эту фразу. Последний участник должен произнести фразу вслух. Затем сравнивается с тем, что было записано перво­начально. Как правило, можно заметить серьезные искажения смысла фраз. Это показывает, что в повседневной жизни может происходить с информацией и почему надо самому разбираться в происходящих событиях, в том числе знать общие вопросы развития культуры.

2.3.  Изменения

Сначала в парах партнеры смотрят друг на друга. Затем они отворачиваются, и каждый вносит в свой внешний вид 3 изменения. Затем каждый пытается определить, какие изме­нения были внесены. Другим вариантом может быть выбор одного человека, которому завязывают глаза (или удаляют из комнаты), а затем изменяют окружающую обстановку. Это упражнение обращает внимание на внимательное отношение к окружающему миру и людям вокруг. С этого начинается понимание окружающего мира, его культурных и других осо­бенностей.

2.4.  Подарок

Каждому участнику дается по 3 листочка. На них надо написать, что хотелось бы подарить другу, группе, миру. Эти подарки могут иметь отношение к религиозным культурам или светской этике. Листочки перемешиваются - каждый вынимает по 3 подарка - себе, группе, миру. Он высказывает свое отношение к полученным подаркам. Автор поясняет свою позицию - почему эти подарки представляются ему крайне важными. Игра позволяет обратить внимание на важные культурные ценности, соотнести их с человеком, группой и обществом в целом.

2.5. Спасибо

Участники в конце занятия встают в круг. По цепочке от одного к другому они продолжают одну фразу: «Спасибо тебе за...». Таким образом, подчеркивается важность сотруд­ничества, умение позитивно относиться к происходящему, толерантное отношение к другим мнениям и позициям.

2.6.  «Ищу друга»

Каждый может поместить в газету объявление о поиске друга. Нет ограничений на количество слов и размер букв. Принимается любая форма. Можно изложить весь список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, даже можно нарисовать его портрет. Можно и рассказать о себе. Но надо иметь в виду, что объявлений будет много и надо

привлечь внимание к своему. Затем листы развешиваются на стенах без подписи. Каждый имеет право нарисовать красный кружок на том объявлении, которое привлекло его внимание и заинтересовало. Можно ограничить выбор (от 1 до 3). При обсуждении - Чем характеризуется объявление, получившее наибольшее число заинтересованных ответов? Что помешало Вам откликнуться на другие объявления?

2.7.  Сжатый кулак

Участники разбиваются на пары. Ведущий просит одного из них сжать пальцы, а другого - постараться разжать их. А затем происходит смена - другой сжимает пальцы. После он показывает, как можно было это делать, не касаясь физически человека - просто попросить его разжать кулак. Ведь не было сказано, что обязательно нужно применять физическую силу. Это позволяет человеку сохранить энергию для более важных дел и свершений.

2.8.  «Культура»

Всем предлагается нарисовать рисунок на тему «Культу­ра». Рисунки складываются в общий круг и затем по очереди обсуждаются: рациональный аспект (что автор хотел сказать данным рисунком, какие проблемы хотел отобразить) и эмо­циональный (какие чувства, эмоции вызывает рисунок)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

Перечень основных Интернет-ресурсов по вопросам апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ:

  • Сайт поддержки курса ОРКСЭ (регистрация) http://www.orkce.ru/
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru;
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru;
  • Ресурс сети социально-педагогических сообществ: http://www.openclass.ru;

Информация о религиозных организациях размещена на следующих Интернет-ресурсах

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) – http://www.patriarchia.ru
  • Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви - http://www.otdelro.ru
  • Совет муфтиев России - http://www.muslim.ru
  • Российская ассоциация буддистов - http://www.buddhism.ru
  • Федерация еврейских общин России - http://www.feor.ru
    Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:
  • Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru;
  • Государственный музей истории религии - http://www.gmir.ru;

Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса: