Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества. Однако, по отношению к новому курсу и его апробации в общественном мнении сложился ряд опасений. Рассмотрим их.
«В школу придут священнослужители».
Если бы это произошло на самом деле, то было бы прямым нарушением Конституции России. В статье 14 Основного закона нашей страны говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В государственных и муниципальных общеобразовательных школах в качестве учителей могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников. Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключён положениями Конституции России, а также существующими нормами профессионально-педагогической деятельности. Преподавать знания о религии в школе будут светские педагоги.
«Учебный курс будет иметь вероучительный, миссионерский характер».
Миссионерство и преподавание основ религиозной культуры решают совершенно разные задачи. Но грань между религиозной и светской культурами действительно тонкая.
Каким будет преподавание нового курса, в первую очередь зависит от того, кто будет учить. Все модули курса
«Основы религиозных культур и светской этики» будут преподавать те учителя, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы родителям, — это учителя начальных классов, литературы,
обществоведения, истории, других предметов. Сложно представить, что педагоги за две четверти, отведённые на изучение нового курса, будут стремиться обратить своих учеников в ту или иную религию.
Тем не менее если это и будет иметь место в отдельных школах, родители могут обратиться к классному руководителю, руководству школы, в родительский комитет с требованием о замене учителя.
Перед авторами учебных пособий модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» стояла задача донести общие знания об
исторических и культурных основах определённой религии. Опираясь на это, учитель будет рассказывать детям о важнейших категориях религиозной культуры.
Религиозные сюжеты лежат в основе многих выдающихся произведений мировой культуры. Дети знакомятся с ними на уроках истории, литературы, на занятиях факультатива, во время экскурсий в музеи — это знакомство с религией через культуру. Ещё один пример: русское слово «спасибо» — это сокращение фразы «Спаси (тебя) Бог». Откажемся ли мы от повседневного выражения благодарности с помощью привычного нам слова? А если нет, то не обращаем ли в веру другого, говоря ему «спасибо»? Это наличие изначально религиозного смысла в повседневности, который мы даже не замечаем.
Поэтому одна из важных педагогических задач нового учебного курса — формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. А выбор веры — это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.
«Учеников одного класса поделят на группы, что приведёт к конфликтам между ними».
Тот факт, что учащиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», не означает, что разделение школьников по конфессиональным, мировоззренческим основаниям неизбежно. Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их размежеванию. Для такого утверждения есть основания.
Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна — культура многонационального народа России.
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:
1) Отечество,
2) семья
3) культурная традиция.
На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.
Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником, посвященным Дню народного единства, который мы отмечаем 4 ноября. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса.
Нельзя забывать и об особой роли родителей. Ребёнок всегда будет внимательно и деликатно относиться к своему однокласснику, изучающему другой модуль, если его родители, другие значимые для него взрослые с уважением относятся к представителям иного мировоззрения.
«Апробация учебного курса — очередной эксперимент ради эксперимента, он закончится так же внезапно, как и начался».
Мысль об исключительной важности нравственной консолидации общества и необходимости его морального оздоровления последовательно проведена в Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2007, 2008 и 2009 гг. В связи с этим были внесены изменения в Закон «Об образовании», которые определяют в качестве основных задач содержания образования интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество. В 2009 г. был принят новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором закреплено данное требование Закона. Апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики» ещё один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики.
Анкета для родителей (законных представителей)
обучающихся
Вопросы |
Варианты ответа
|
1.Как Вы относитесь к введению в учебный процесс школ курса «Основы религиозных культур и светской этики»? |
1.Положительно |
2.Скорее положительно |
|
3.Безразлично |
|
4.Скорее отрицательно |
|
5.Отрицательно |
|
6.Затрудняюсь ответить |
|
2.В чем Вы видите положительное значение введения данного курса? |
1.Расширение кругозора детей |
2.Формирование уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям |
|
3.Формирование патриотизма и гражданской солидарности |
|
4.Формирование ценности здорового образа жизни |
|
5.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни |
|
6.Воспитание культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России |
|
7.Духовное и культурное развитие детей |
|
8.Повышение нравственности детей |
|
9.Формирование уважительного отношения к старшим |
|
10.Приобретение знаний о различных культурах, вероисповеданиях |
|
11.Снижение уровня преступности, наркомании в подростковой среде |
|
12.Приобщение молодежи к вере |
|
13.Другое |
|
14.Затрудняюсь ответить |
|
3.В чем Вы видите риски, связанные с введением курса? |
1.Обособление школьников по мировоззрению или национальной принадлежности |
2.Дополнительная учебная нагрузка для учащихся |
|
3.Появление формального отношения к религии, вере |
|
4.Снижение уровня терпимого отношения к культурным, конфессиональным и религиозным различиям |
|
5.Принудительное навязывание веры, религии |
|
6.Принудительное навязывание одного из модулей курса |
|
7.Другое ……… |
|
8.Затрудняюсь ответить |
|
4.Какой модуль курса ОРКСЭ Вы выбрали для своего ребенка? |
1.Основы светской этики |
2.Основы мировых религиозных культур |
|
3.Основы православной культуры |
|
4.Основы исламской культуры |
|
5.Основы буддийской культуры |
|
6.Основы иудейской культуры |
|
7.Не участвовал(а) в выборе |
|
5.Испытывали ли Вы трудности с выбором модуля курса? |
1.Да 2.Нет |
6.С чем были связаны трудности Вашего выбора? |
1.Различное мировоззрение членов семьи |
2. Настороженность, недоверие к нововведениям |
|
3. Недостаточность информации о содержании курса |
|
4. Другое ……… |
|
7.Что повлияло на выбор Вами именно этого модуля курса? |
1.Интерес ребенка к изучению именно этого модуля курса |
2. Мнение классного руководителя или других педагогов |
|
3. Рекомендации родителей одноклассников ребенка |
|
4. Желание руководства школы |
|
5.Разъяснительные беседы представителей религиозных конфессий |
|
6. Уклад жизни семьи, семейные традиции |
|
7. Другое ……… |
|
8. Затрудняюсь ответить |
|
2.Факультатив для всех желающих |
|
3.Этот курс не должен преподаваться в школе |
|
4.Затрудняюсь ответить |
|
8.Как Вы считаете, отражает ли воспитательный, духовно-нравственный характер курса учебное пособие по выбранному модулю? |
1.Да |
2.Скорее да, чем нет |
|
3.Скорее нет, чем да |
|
4.Нет |
|
5.Затрудняюсь ответить |
|
9.Имеете ли Вы представление о содержании учебных пособий по другим модулям курса? |
1.Да, всех |
2.Да, некоторых |
|
3.Нет |
|
10.Какую систему оценивания достижений Вашего ребенка по данному курсу Вы считаете наиболее оптимальной? |
1.С выставлением отметок |
2.Без отметок |
|
3.Другую…. |
|
4.Затрудняюсь ответить |