«Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества. Однако, по отношению к новому курсу и его апробации в общественном мнении сложился ряд опасений. Рассмотрим их.

 

  «В школу придут священнослужители».

 

Если бы это произошло на самом деле, то было бы прямым нарушением Конституции России. В статье 14 Основного закона нашей страны говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

         В государственных и муниципальных общеобразовательных школах в качестве учителей могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников. Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключён положениями Конституции России, а также существующими нормами профессионально-педагогической деятельности. Преподавать знания о религии в школе будут светские педагоги.

 «Учебный курс будет иметь вероучительный, миссионерский характер».

         Миссионерство и преподавание основ религиозной культуры решают совершенно разные задачи. Но грань между религиозной и светской культурами действительно тонкая.

         Каким будет преподавание нового курса, в первую очередь зависит от того, кто будет учить. Все модули курса «Основы религиозных культур и светской этики» будут преподавать те учителя, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы родителям, — это учителя начальных классов, литературы, обществоведения, истории, других предметов. Сложно представить, что педагоги за две четверти, отведённые на изучение нового курса, будут стремиться обратить своих учеников в ту или иную религию. Тем не менее если это и будет иметь место в отдельных школах, родители могут обратиться к классному руководителю, руководству школы, в родительский комитет с требованием о замене учителя.
Перед авторами учебных пособий модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» стояла задача донести общие знания об исторических и культурных основах определённой религии. Опираясь на это, учитель будет рассказывать детям о важнейших категориях религиозной культуры.

         Религиозные сюжеты лежат в основе многих выдающихся произведений мировой культуры. Дети знакомятся с ними на уроках истории, литературы, на занятиях факультатива, во время экскурсий в музеи — это знакомство с религией через культуру. Ещё один пример: русское слово «спасибо» — это сокращение фразы «Спаси (тебя) Бог». Откажемся ли мы от повседневного выражения благодарности с помощью привычного нам слова? А если нет, то не обращаем ли в веру другого, говоря ему «спасибо»? Это наличие изначально религиозного смысла в повседневности, который мы даже не замечаем.

         Поэтому одна из важных педагогических задач нового учебного курса — формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.  А выбор веры — это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.

 «Учеников одного класса поделят на группы, что приведёт к конфликтам между ними».

         Тот факт, что уча­щиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», не означает, что разделение школьников по конфессиональным, мировоззренческим основаниям неизбежно. Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их размежеванию. Для такого утверждения есть основания.

 

Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна — культура многонационального народа России.

 

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

 Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

 1) Отечество,

 2) семья

 3) культурная традиция.

 На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.

 

Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

 Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.

 Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником, посвященным Дню народного единства, который мы отмечаем 4 ноября. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса.

 Нельзя забывать и об особой роли родителей. Ребёнок всегда будет внимательно и деликатно относиться к своему однокласснику, изучающему другой модуль, если его родители, другие значимые для него взрослые с уважением относятся к представителям иного мировоззрения.

 «Апробация учебного курса — очередной эксперимент ради эксперимента, он закончится так же внезапно, как и начался».

 

 Мысль об исключительной важности нравственной консолидации общества и необходимости его морального оздоровления последовательно проведена в Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2007, 2008 и 2009 гг. В связи с этим были внесены изменения в Закон «Об образовании», которые определяют в качестве основных задач содержания образования интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество. В 2009 г. был принят новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором закреплено данное требование Закона. Апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики» ещё один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики.

Анкета для родителей (законных представителей)

обучающихся

 

Вопросы

Варианты ответа

 

1.Как Вы относитесь к введению в учебный процесс школ курса «Основы религиозных культур и светской этики»?

1.Положительно

2.Скорее положительно

3.Безразлично

4.Скорее отрицательно

5.Отрицательно

6.Затрудняюсь ответить

2.В чем Вы видите положительное значение введения данного курса?

1.Расширение кругозора детей

2.Формирование уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям

3.Формирование патриотизма и гражданской солидарности

4.Формирование ценности здорового образа жизни

5.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

6.Воспитание культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России

7.Духовное и культурное развитие детей

8.Повышение нравственности детей

9.Формирование уважительного отношения к старшим

10.Приобретение знаний о различных культурах, вероисповеданиях

11.Снижение уровня преступности, наркомании в подростковой среде

12.Приобщение молодежи к вере

13.Другое

14.Затрудняюсь ответить

3.В чем Вы видите риски, связанные с введением курса?

1.Обособление школьников по мировоззрению или национальной принадлежности

2.Дополнительная учебная нагрузка для учащихся

3.Появление формального отношения к религии, вере

4.Снижение уровня терпимого отношения к культурным, конфессиональным и религиозным различиям

5.Принудительное навязывание веры, религии

6.Принудительное навязывание одного из модулей курса

7.Другое ………

8.Затрудняюсь ответить

4.Какой модуль курса ОРКСЭ Вы выбрали для своего ребенка?

1.Основы светской этики

2.Основы мировых религиозных культур

3.Основы православной культуры

4.Основы исламской культуры

5.Основы буддийской культуры

6.Основы иудейской культуры

7.Не участвовал(а) в выборе

5.Испытывали ли Вы трудности с выбором модуля курса?

1.Да       

2.Нет     

6.С чем были связаны трудности Вашего выбора?

1.Различное мировоззрение членов семьи

2. Настороженность, недоверие

к нововведениям

3. Недостаточность  информации

о содержании курса

4. Другое ………

7.Что повлияло на выбор Вами именно этого модуля курса?

1.Интерес ребенка к изучению именно этого модуля курса

2. Мнение классного руководителя или других педагогов

3. Рекомендации родителей одноклассников ребенка

4. Желание руководства школы

5.Разъяснительные беседы представителей религиозных конфессий

6. Уклад жизни семьи, семейные традиции

7. Другое ………

8. Затрудняюсь ответить

2.Факультатив для всех желающих

3.Этот курс не должен преподаваться в школе

4.Затрудняюсь ответить

8.Как Вы считаете, отражает ли  воспитательный, духовно-нравственный характер курса учебное пособие по выбранному модулю?

1.Да

2.Скорее да, чем нет

3.Скорее нет, чем да

4.Нет

5.Затрудняюсь ответить

9.Имеете ли Вы представление о содержании учебных пособий по другим модулям курса?

1.Да, всех

2.Да, некоторых

3.Нет

10.Какую систему оценивания достижений Вашего ребенка по данному курсу Вы считаете наиболее оптимальной?

1.С выставлением отметок

2.Без отметок

3.Другую….

4.Затрудняюсь ответить