«Утверждаю»

Директор МБОУСОШ с.Высокое

____________И.Н. Кудрявцева

Приказ №   от   2013 год

ПОЛОЖЕНИЕ

О ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ

 

 1.Общие положения

1.1  Школьный музей является тематическим систематизированным собранием подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемым, сохраняемым и экспонируемым в соответствии с действующими правилами. Работа музея тесно связана с уроками
и другими формами учебно-воспитательного процесса школы.

1.2 Школьные музеи работают на общественных началах. Они создаются в общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах, внешкольных учреждениях школьниками под руководством педагогов, при участии общественности.

1.3  Подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в фондах школьных музеев, являются общенародной собственностью,  подлежат учету, регистрации и паспортизации в установленном порядке.

 

 

2. Цели и задачи

Школьный музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию учащихся, осмыслению и оценки огромного культурного наследия, накопленного человечеством, формированию потребности в общении с культурным наследием.

2.1     Задачами школьного музея являются:

-участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы в

школе;

-участие в формировании, обеспечении сохранности и

рациональном использовании музейного фонда РБ и

государственного архивного фонда РФ;

-охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы

родного края;

-проведение культурно-просветительной работы среди учащихся и

населения.

3. Содержание и формы работы.

3.1   Школьные музеи в своей деятельности руководствуются
Конституцией РФ и РБ, законом РФ и РБ «Об охране и
использовании памятников истории и культуры», законами об
охране природы постановлениями правительства РБ,
положением о музейном фонде РБ, типовым положением о музее
работающем на общественных началах, нормативными актами,
инструктивно-методическими документами МО РБ,
Министерства культуры.

3.2     Актив музея проводит следующую работу:

-    изучает литературно-исторические и другие источники соответствующие профилю музея тематики;

-    систематически пополняет фонды музея путем активного поиска в туристских походах, путешествиях, экскурсиях и используя и другие формы работы;

-    обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет в инвентарной книге музея;

-    создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;

-    проводит экскурсионно-лекторскую работу для учащихся и населения;

-    оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе;

-    принимает активное участие в выполнении соответствующих профилю музея заданий научных учреждений, туристско-краеведческих центров, общественных организаций.

4.Организация музея.

4.1. Создание школьного музея является результатом целенаправленной творческой поисково-исследовательской и собирательской работы школьников и возможно при наличии: актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительную работу; руководителя-педагога и при условии активного участия в этой работе педагогического коллектива; собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающих возможность создать музей определенного профиля; экспозиции отвечающей по содержанию и оформлению, современным требованиям; помещения (площади) и оборудование, обеспечивающих сохранность музейных предметов, но и условия их показа.

4.2 Профиль школьного музея определяется педагогической целесообразностью и характером имеющихся коллекций памятников истории, культуры и природы.

Школьные музеи могут иметь профиль: исторический (музей революционной славы, школы, села, этнографические, археологические и т.д.), комплексный краеведческий, естественно научный (географический, охраны природы и т.д.), литературный, художественный, музыкальный, театральный, народного творчества и др.

Школьные музеи, создаваемее в память о выдающемся событии в лице, расположенные на месте события или в памятной здании, независимо от профиля, являются мемориальными.

4.3.       Вопрос об открытии школьного музея решается педагогическим советом. Решение об открытии музея согласовывается с городским отделом образования, отделом культуры администрации города и оформляется приказом директора школы.

4.4.       Музею, работа которого отвечает требованиям настоящего Положения, в установленном порядке присваивается звание «Школьный музей» и выдается соответствующие свидетельство.

Звание «Народный музей» присваивается Министерством культуры РБ в установленном порядке.

5.Руководство работы музея.

5.1. Работа школьного музея организуется на основе самоуправления. Руководит её совет, избираемый на собрании актива музея. Его количественный состав определяется характером и объемам работа школьного музея. Педагогическое руководство работой актива музея осуществляет учитель, назначаемый приказом директора учебно-воспитательного учреждения по согласованию с профсоюзом.

5.2.                   Совет музея на своих заселениях решает вопросы включение фонды музея поступивших в процессе комплектовании памятников истории, культуры и природы при участии этой работе специалистов из государственных музеев, архивов и других научных учреждений, рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы работы, тематико-экспозиционные планы, заслуживает отчеты поисковых групп, обсуждает основные вопросы деятельности музея. Он организует подготовку экскурсоводов, лекторов, учебу актива.

5.3.  В целях организации работы музея из числа его активистов могут создавать группы во главе с членами совета музея: поисковая, переписки, фондовая (по обработке фондов), экскурсионная, лекторская, экспозиционная или художественно-оформительская и др.

5.4. Общее руководство и контроль за деятельностью школьных музеев осуществляют органы отдела образования.

Методическую помощь школьным музеям оказывают институты усовершенствования учителей, государственные музеи, архивы.

С целью совершенствования деятельности школьных музеев создаются межведомственные советы по их работе.

6. Учет и обеспечение сохранности фондов.

6.1.       Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге, заверенной районным отделом образования.

6.2.       Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники истории, культуры и природы) и вспомогательный (схемы, диаграммы, копии, муляжи и т.п.)

6.3.  Ответственность за организацию сохранности фондов музея несет директор учебно-воспитательного учреждения, в котором функционирует музей.

6.4.  Памятники истории и культуры, имеющие особое научно-историческое или художественное значение, включая ордена и медали, а также предметы, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы на хранение соответствующей государственный музей, либо вообще не могут быть включены в фонды музея.

6.5. В случае прекращения деятельности школьного музея вопрос о передаче его фондов как в государственные, так и в общественный музей решается органами районного отдела образования и органами культуры и оформляется соответствующим приказом.